Версия для слабовидящих

ГБДОУ Детский сад №5 Адмиралтейского района

Детский сад 190031, Санкт-Петербург, улица Гражданская, дом 21, Литера А. Загородная дача 197733, Санкт-Петербург, посёлок Комарово, 1-я Дачная 72, лит. А,Б,В,Д,Е,Ж,З. корп.2. лит. А

Телефон

Детский сад 314-32-40;Загородная дача 433-76-62; факс 314-32-40;

Эл. почта Dou5@adm-edu.spb.ru

ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД № №5 Адмиралтейского района города Санкт-Петербург

Профессиональные стандарты

 

 

                   Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя»    (К.Д.Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля. Существу- ющие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его  формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредствен-ной работы с детьми, не отвечают духу времени. Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.

                    Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской

Федерации» (далее – ФЗ) относит дошкольное образование к одному из уровней общего.

Кроме того, в ФЗ, наряду с такой функцией, как уход и присмотр за ребенком, за дошколь-ными организациями закрепляется обязанность осуществлять образовательную деятель-ность, выделяемую в отдельную услугу. В соответствии с законом, сегодня любая школа вправе реализовывать программы дошкольного образования. Отсюда возникает необхо-димость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования и учителя.

            Соответственно уровням образования, определяющим специфику педагогической

деятельности, выделяются следующие специальности: педагог дошкольного образования

(воспитатель), педагог начальной, основной и старшей школы. В перспективе предпола-гается расширить сферу применения профессионального стандарта педагога, введя специальности: педагог дополнительного образования и педагог системы профессионального образования. Учитывая необходимость работы в образовательных организациях с детьми, имеющими проблемы в развитии и ограниченные возможности, планируется рассмотреть введение дополнительных специальностей: педагог-психолог, специальный педагог (дефектолог), осуществляющий свою деятельность в дошкольном учреждении общего типа и массовой школе, тьютор, оказывающий индивидуальную поддержку и сопровождение ребенка-инвалида и т.п. Таким образом, профессиональный стандарт педагога является открытым документом, который может быть дополнен и расширен.

            Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно

повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его

квалификации, предлагая критерии ее оценки.

             Для обеспечения действенного общественного контроля на всех этапах работы над

профессиональным стандартом предлагается в полной мере задействовать механизмы

государственно-общественного управления.

                                         Что такое профессиональный стандарт?

· Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.

· Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного

образования на международный уровень.

· Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.

· Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

· Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения

между работником и работодателем.

                                                     Стандарт должен:

· Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога.

· Не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога.

· Избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от

выполнения своих прямых обязанностей.

· Побуждать педагога к поиску нестандартных решений.

· Соответствовать международным нормам и регламентам.

· Соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств, от которых

зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т.п.

· Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной

деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией

современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-

педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем.

 · Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от

его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.

            Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные:

· Преодолеть технократический подход в оценке труда педагога.

· Обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за

результаты своего труда.

· Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.

Профессиональные компетенции педагога дошкольного

образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне

образования

Педагог дошкольного образования должен

          1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации

образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

          2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве;

особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном

возрасте.

           3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности:

предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать

совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

           4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и

личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

            5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с

детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ).

             6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с

психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом

индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного

возраста.

            7. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.

 

             8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

            9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

            10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения

родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь

выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

            11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

      Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается

только комплексно. Высокая оценка включает сочетание показателей динамики развития

интегративных качеств ребенка, положительного отношения ребенка к детскому саду и

высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада.